Образ корабля, потерявшего управление, в литературе разных эпох использовался по-разному, в зависимости от особенностей мировоззрения и культурных контекстов.
В эпоху Возрождения образ корабля стал аллегорией государства, заблудившегося в волнах истории, сбившегося с верного курса и готового вскоре погрузиться в пучину небытия. 5 Например, в произведении Себастьяна Бранта «Корабль дураков» корабль — это сатирическая пародия на пороки общества, символ невежества и духовной нищеты. 45
В эпоху Просвещения образ корабля постепенно утрачивал роль центрального художественного образа, но использовался как аллегория нравственного испытания человека и метафора познания человеком своей подлинной натуры. 2 Например, в романе Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо» корабль выступает в роли многогранного символа, среди возможных коннотаций которого — злой рок, отчаяние, надежда. 1
В русской литературе начала XX века образ корабля ассоциировался с античными мифами о путешествии как в прямом, так и переносном смысле. 3 В интерпретации писателей этого периода в образе корабля преобладали апокалиптические мотивы, обусловленные осознанием глубокого кризиса как духовности отдельной личности, так и цивилизации в целом. 3 Например, в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» корабль олицетворяет собой современное писателю общество, гибель которого неизбежна. 3