Образ холода и мороза по-разному трансформировался в мировой литературе, например:
- В произведении Данте холод и лёд выступают как мрачное проклятие, которым караются тягчайшие грехи. 2 В последнем, девятом кругу наиболее закоренелые грешники и сам князь их — Люцифер — наказываются вечным холодом, от которого тела покрываются ледяной коркой. 2
- В русской поэзии почти нет мрачного изображения льда и зимы. 2 Зима здесь — праздник света. 2 Например, у Пушкина зима предстаёт, как правило, в образах движения. 2 У Тютчева зима выступает прежде всего как сон — «вещая дремота» природы, странное метафизическое состояние покоя и чистоты. 2
- В западных произведениях появился «Генерал Мороз» — полумистический персонаж, олицетворяющий собой «защитника Руси». 1
- В пьесе Островского «Снегурочка» Мороз выступает как художник и скульптор, который творит красоту снегом и льдом. 3 Он воспринимает это как искусство, и ему очень обидно, когда Ярило всё разрушает. 3
- В рассказе Чехова «Мороз» образ Мороза воспринимается как что-то тяжёлое, вредное, он помеха, например, для проведения праздника. 3 Один из героев даже называет его «сущая казнь!», когда речь идёт о крещенском морозе «градусов в 28 с ветром». 3