Образ Чудовища Франкенштейна, созданный Мэри Шелли в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей», повлиял на развитие готической литературы и кинематографа, сделав придуманного писательницей воскрешённого мертвеца героем многочисленных произведений. 2
В готической литературе образ Чудовища Франкенштейна предвосхитил интерес писателей и режиссёров к сюжетам о безумных учёных и их творениях. 3 Например, американский фантаст Дин Кунц посвятил готическому монстру целую серию произведений, которые являются своего рода продолжением романа Шелли. 2 Американская писательница Сьюзан Хейбор О’Киф выпустила продолжение «Франкенштейна, или Современного Прометея» — «Чудовище Франкенштейна». 2
В кинематографе образ Чудовища Франкенштейна приобрёл наибольшую популярность. 2 Про чудовище снято несколько десятков фильмов, первый из которых — 16-минутная немая короткометражка — появился в 1910 году. 2 Самым известным исполнителем роли Чудовища Франкенштейна остаётся британский актёр Борис Карлофф, впервые появившийся в этом образе в фильме «Франкенштейн» в 1931 году. 2
Экранный образ Чудовища отличается от книжного: монстр у Мэри Шелли не сшит из кусочков различных тел и отличается умом и сообразительностью, тогда как существо в исполнении Карлоффа по уровню развития напоминает популярных в современном кинематографе зомби. 2