Обращение в поэтической речи используется в различных функциях: 1
- Собственно-звательная. 1 Связана с живой разговорной, диалогической речью. 1 Например: «О, Русь моя! Жена моя! Россия, нищая Россия. Нянюшка, о чём ты задумалась?». 1
- Фиктивно-звательная. 1 Используется в лирической поэзии для одушевления явлений природы с целью наиболее полного и яркого выражения связи поэта с ними. 1 Например: «Плачь, сердце, плачь… Душа! Когда устанешь верить? Гармоника, гармоника! Эй, пой, визжи и жги! Ты злишься, мой смычок визгливый». 1
- Условно-звательная. 1 Обращения служат не для привлечения внимания собеседника, а для того, чтобы выразить отношение автора к образам, которые он сам создал или к лирическим адресатам. 1 Например: «Синеокая, бог тебя создал такой… Я люблю тебя, панна моя. Вы не знаете по-русски, Госпожа моя…». 1
- Координационно-звательная. 1 Служит для установления контакта между поэтом и читателем, причём с добавочной рационально-эмоциональной квалификацией читателя. 1 Например: «Читатель и друг! Ты думаешь, может быть, — хуже… Нет, милый читатель, мой критик слепой!». 1
Также во многих поэтических текстах обращению отводится роль базового апеллятива, который определяет грамматические формы элементов текста. 2 В подобных случаях обращение выступает как контекстообразующая единица, обеспечивающая общее смысловое единство поэтического произведения. 2