Мюзикл эволюционировал от комической оперы, оперетты, водевиля и бурлеска, а также шоу менестрелей и музыкальной комедии. 4
В период зарождения жанра (конец XIX — начало XX века) первые мюзиклы появились в США и были похожи на водевиль или бурлеск, где комедийные и музыкальные жанры были объединены достаточно слабым проработанным сюжетом. 4
В 20-е годы на развитие мюзикла повлиял джаз, который из народной афроамериканской музыки превратился в искусство, рассказывающее о философии американского бытия. 4 Джаз объединил в себе все ранее разрозненные стили и направления, что привело к появлению свободного многоликого сценического жанра — мюзикла. 4
В 1930–40-е годы жанр интенсивно развивался. 1 Появившиеся музыкальные фильмы способствовали повышению динамизма мюзикла, усложнилась музыкальная драматургия, расширилась тематика. 1 Сюжеты стали обращаться к насущным жизненным проблемам и подчас завершаться трагической развязкой вместо традиционного «счастливого конца». 1
В 1940-е годы в мюзиклах появилась развитая хореография, которая сменила танцевальные номера вставного типа. 1 Усложнился музыкальный язык, песенные структуры стали более развитыми. 1
После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной. 5 Появились постановки, например «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна, за основу которой взята шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. 5
Таким образом, мюзикл соединил черты драматического театра, поднимающего сложные проблемы бытия, и театра развлекательного, комического, содержащего концепцию игры. 2