Музыкальные алфавиты повлияли на развитие нотной грамоты следующим образом:
В Древней Греции мелодии записывали с помощью букв греческого алфавита, которые указывали высоту звука, но не его продолжительность. 2 В III–IV веках н. э. древнегреческий теоретик музыки Алипий создал нотную систему, которая впоследствии стала классической для греческой музыки. 1 Каждому из используемых в записи музыки символов (а это были алфавитные и псевдоалфавитные знаки) он определил чёткое значение и дал подробное описание. 1
В римской теории музыки греческие буквы, обозначавшие высоту звука, были заменены на латинские. 3 Вместо нисходящего тетрахорда греков буквы A, B, C, D, E, F, G были привязаны к восходящей системе звуков. 3 Сейчас латинские обозначения звуков широко используются в современной музыкальной практике. 3
В Средние века для записи духовной музыки использовалось невменное письмо, состоящее из графических знаков — черточек, точек, запятых — и их разнообразных сочетаний. 2 Невмы наглядно изображали мелодическую линию, не указывая точной высоты звуков, и служили для напоминания знакомой мелодии. 2
Таким образом, использование разных музыкальных алфавитов привело к развитию различных систем нотной записи, которые используются и в настоящее время.