Культурные практики позволяют дошкольнику самостоятельно применять уже имеющиеся знания. 3 Они дают ребёнку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что способствует становлению разных видов детских инициатив. 2
Некоторые способы использования культурных практик для развития детской инициативы в дошкольном возрасте:
- Создание ситуаций общения, в которых ребёнок может свободно высказываться, выражать своё мнение, придумывать сказки, истории, стихи. 34
- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность. 34 Например, самостоятельная помощь в уборке игрушек, материалов для занятий, собирании листьев на участке, посадка лука. 34
- Музыкальная и театральная деятельность. 34 Выражение ребёнком собственных эмоций, желание сыграть роль по желанию, по определённой сказке или рассказу, создание костюмов, придумывание эскизов по индивидуальному видению — всё это способствует обогащению эмоционального фона ребёнка и самовыражению. 34
- Режимные моменты. 34 Дети могут самостоятельно готовить материалы к занятиям, выбирать книги для совместного с воспитателем чтения, рассматривания иллюстраций, изготовления поделок. 34
- Проведение занятий. 34 Например, воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие, а дети решают, на каком виде транспорта им поехать. 34
При организации культурных практик важно создать атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. 1