Михаил Врубель изображал сказочные сюжеты в своих картинах, используя сплав вымысла и реальности. 7universum.com
При разработке фона для картин на фантастический сюжет Врубель тщательно выбирал пейзаж, фиксируя цветовую гамму определённого времени дня и освещения. tretyakovgallerymagazine.ru Практически во всех таких работах фон дан в контрастном освещении закатного солнца или при свете луны (серпа месяца). tretyakovgallerymagazine.ru
Фантастические персонажи органично жили в реальной природе. 7universum.com Например, в образе Царевны Лебеди Врубель запечатлел деву-птицу в момент её превращения, когда реальное встречается с фантастическим. tretyakovgallerymagazine.ru При этом для достижения реалистичности фантазии художнику был необходим хотя бы один элемент из вещественного мира, точно переданный с натуры. tretyakovgallerymagazine.ru
Некоторые примеры работ Врубеля со сказочными сюжетами и особенностями их изображения:
- «Богатырь». dzen.ru st.fl.ru Фигура богатыря грандиозна, его формы, как и формы его коня, гиперболизированны и тесно связаны с пейзажем. st.fl.ru Пейзаж в этой картине не только место действия, но и реальная среда существования богатыря, его родная стихия. st.fl.ru
- «Пан». dzen.ru st.fl.ru На картине Врубель помещает в декорации русской сказки античного героя — лесного бога пастушества и плодородия. dzen.ru Внешне герой каноничен: на голове — рога, в руках — свирель, на ногах — шерсть. dzen.ru Но, изобразив пана в сумеречной русской природе, художник превращает его из вечно весёлого и пьяного божества в замкнутого, мрачного лешего. dzen.ru
- «Прощание царя морского с царевной Волховой». dzen.ru 7universum.com Вдохновившись оперой Римского-Корсакова «Садко», Врубель написал по ней поэтически-сказочную картину. dzen.ru В центре сюжета — прощание морского царя — отца Волховы — с дочерью, которая всё чаще пропадала у берега, где её ждал возлюбленный гусляр. dzen.ru
- «Снегурочка». dzen.ru Главным в рисунке является наряд Снегурочки: он будто соткан из хрустальных снежинок, почти стеклянный. dzen.ru Широко распахнутые глаза выражают растерянность, а едва уловимая улыбка — жажду впечатлений. dzen.ru Единственный лесной провожатый девушки — белка, а всё остальное пространство картины занято снегом, которого настолько много, что он буквально выходит за рамки полотна. dzen.ru