Вопросы к Поиску с Алисой
Жанр трагикомедии в кинематографе разных стран менялся, ориентируясь на различные театральные концепции трагикомического. cinema.academic.ru
В 20–30-х годах типичным представителем трагикомедии был Чаплин, который рассказывал о маленьком простодушном человечке в цивилизованных джунглях большого города. cinema.academic.ru istoriya-kino.ru Другую разновидность трагикомического воплощали персонажи Б. Китона, хранившие маску трагической отрешённости от изменчивого и колючего мира. cinema.academic.ru istoriya-kino.ru
В более поздние годы кинематограф принялся осваивать те формы трагикомического, которые в театре были связаны с именами Г. Ибсена, А. Стриндберга, А. П. Чехова. cinema.academic.ru Стоицизм действующих лиц в трагической ситуации приобретал порой комический оттенок, повседневные реакции создавали горький парадокс между внешним выражением и истинным, подспудным переживанием. cinema.academic.ru Этот эффект лежит в основе многих фильмов режиссёра Ф. Феллини («Ночи Кабирии», 1957, «Восемь с половиной», 1963, «Джульетта и духи», 1965). cinema.academic.ru istoriya-kino.ru
Развитие трагикомедии в кино было во многом связано с использованием элементов театра абсурда. cinema.academic.ru istoriya-kino.ru Такие драматурги, как Э. Ионеско, М. Фриш, Ф. Дюрренматт, X. Пинтер, работавшие для кино и телевидения, ввели в обиход новое понимание трагикомического, согласно которому правда о мире и человеке выступала в формах алогизма, отражающих разрушение привычных причинно-следственных связей. cinema.academic.ru istoriya-kino.ru
В 60–70-х годах в кинематографе наметилось оживление жанра притчи — полуанекдотической истории с горькими философскими выводами. cinema.academic.ru istoriya-kino.ru
В грузинском киноискусстве характерное лирическое начало, соединяясь с традицией фольклорных баек, так называемого кавказского анекдота, обусловило интерес к жанру «печальной комедии», нередко эксцентрического характера. cinema.academic.ru
В советском кино 1960-х – начала 1970-х годов скрытый трагикомизм проявлялся как следствие усилившегося социального критицизма, пробуждавшегося по окончании «оттепели». pan-art-journal.ru Примеры — фильмы Леонида Гайдая: «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967), «Бриллиантовая рука» (1969), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Не может быть!» (1975). pan-art-journal.ru