Стиль музыки Игоря Стравинского менялся в разные периоды творчества, например:
- Ранний период (до 1908 года). 3 Выбор жанров диктовался подражанием учителю — Римскому-Корсакову. 3 В этот период Стравинский использовал фольклорные темы и мотивы, сложные ритмические рисунки. 4 Например, в сюите для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» прослеживались характерные для последующего творчества элементы. 4
- «Русский» период. 4 Включает три балета, созданных для труппы Дягилева: «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». 45 В этих произведениях активно используются русские фольклорные темы и мотивы. 5 Например, в «Жар-птице» используются традиционные напевы, которые подвергаются значительной переработке темпа мелодии. 4 В «Петрушке» музыка отличается яркой экспрессивностью, динамичностью и необычными гармоническими решениями. 4 В «Весне священной» традиционную ритмику вытесняет нерегулярная акцентность, коренящаяся в русской народной речи, стихе, пляске. 3
- «Неоклассический» период (1920–1954). 1 Интерес к античной мифологии вдохновил композитора на возврат к стилистике классицизма. 1 Стравинский моделирует различные музыкальные стили эпохи Ж. Б. Люлли, И. С. Баха, К. В. Глюка. 1 Например, в создании балета «Аполлон Мусагет», оперы «Персефона» и балета «Орфей». 1
- «Серийный» период (1954–1968). 1 После 30 лет творчества в стиле неоклассицизма композитор ориентируется на серийную технику, которую в Европе развивает Новая венская школа (Шёнберг, Веберн и другие). 1 Поздний период творчества характеризуется преобладанием религиозной тематики, усилением роли вокального начала, свободным использованием додекафонной техники. 1
При всех творческих метаморфозах Стравинский сохранял те или иные черты своей индивидуальности. 1 Он постоянно экспериментировал с новыми формами, жанрами и техниками, пытаясь расширить границы музыкального искусства. 4