Символизм Благовещения в различных культурных традициях менялся, например, в изобразительном искусстве разных веков. 3
В раннехристианском искусстве художники стремились показать величие Марии. 3 В мозаиках триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432–440 гг.) Богородица изображена величественно восседающей на царском престоле, в пышном платье с драгоценными украшениями. 4
В византийском, балканском и древнерусском искусстве была перенята раннехристианская (катакомбная) традиция изображения праздника. 4 На иконах и фресках, которые написаны после второй половины XII века, фигуры ангела и Богородицы изображаются уже в движении, действии, с эмоциями. 4
В католическом искусстве, начиная с XIII века, для сцены Благовещения вырабатывается устойчивый набор символов. 2 Лилия — знак чистоты и непорочности Марии, книга у неё в руках или на коленях (реже — на стоящем рядом пюпитре) — символ пророчества Исайи, направленный на неё луч света, часто исходящий от парящего голубя — символ Святого Духа. 2
В эпоху барокко появилось новое понимание темы Благовещения с повышенным вниманием к исключительным духовным ситуациям — экстазу, мистическому озарению. 2 Пространство вокруг героев становится условным, а фигура ангела нередко появляется на облаке или подлетает к Марии из верхнего угла. 2
В XV–XVI веках в Германии становится популярен сюжет охоты на единорога. 3 Соответствующие иллюстрации появляются в рукописях и гравюрах, на алтарях, гобеленах и посуде. 3 Изображённая на крыле алтаря Мария сидит в саду, Гавриил гонит к ней единорога. 3 Архангела сопровождают четыре собаки, символизирующие добродетели: истину, милосердие, мир и справедливость. 3