Репертуар баритонов формировался постепенно, баритоны заняли ведущие роли в опере лишь в XIX веке. 1
В XVIII веке баритоны исполняли партии, которые во многих операх обозначены как басовые, но на самом деле являются партиями низкого баритона (бас-баритона). 2 Например, в операх и ораториях Георга Фридриха Генделя. 2
В начале XIX века баритон стал рассматриваться как отдельная категория голоса от баса, что было связано с возникновением стиля вокализма бельканто. 2 Баритоны чаще всего изображали злодеев, но также им поручали роли надёжных компаньонов или даже романтических ведущих. 2
Впоследствии композиторы стали поручать баритонам роли правителей, военначальников, благородных героев, героев-любовников. 1 Например, Ричард Львиное сердце в одноимённой опере Паччини, Израэль Бертуччи в опере «Марино Фальеро» Доницетти, Вильгельм Телль в одноимённой опере Россини, Эрнесто Волмар в опере «Алина, королева Голконды» Доницетти. 1
К середине XIX века баритоновые голоса уже разделились на высокие, подвижные (лирические) и мощные, объёмные (драматические). 1 Появились новые амплуа и типы баритонового голоса, такие как лирический, драматический, лирико-драматический, впоследствии появился лёгкий баритон-мартен. 1