Размер стиха менялся от античной поэзии к современным течениям следующим образом:
В античной поэзии господствовала тоническая система стихосложения, при которой в каждой строчке должно было быть определённое количество ударных слогов. 3 Размером эпоса был дактилический гексаметр, элегий и эпиграмм — элегический дистих (чередование гексаметра с пентаметром). 5 Основным размером трагедий и комедий был ямбический триметр, вспомогательным — трохаический тетраметр. 5
В 3–5 вв. н. э. разница между долготой и краткостью звуков в греческих и латинских языках стала сглаживаться, и античное стихосложение уступило место средневековому силлабическому стиху. 5 Однако по традиции метрические стихи продолжали писаться ещё очень долго (в школах — вплоть до 18–20 вв.). 5
В позднем Средневековье и раннем Новом времени зародилось силлабо-тоническое стихосложение, для которого терминология метрического стихосложения была перенесена. 1 Так, были заимствованы названия стихотворных размеров: ямб в силлабо-тонике — безударный слог плюс ударный, дактиль — ударный плюс два безударных и т. п.. 1
В современной русской поэзии почти половина всех стихотворных произведений пишется ямбом. 2 Это двусложный размер, где ударение приходится на чётные слоги, хотя очень часто встречаются пропуски ударений на положенном месте. 2