Портрет в литературе менялся на протяжении веков, каждая эпоха выдвигала своё понимание и видение человека и вырабатывала свои принципы его художественного изображения. 3
В средневековье было стремление к художественному абстрагированию, в летописях и хрониках отсутствовало описание отдельных лиц. 2 Лица на иллюстрациях не были индивидуализированы, так как для средневекового художника было важно общее, а не различия. 2
В XVII веке человек становится объектом пристального внимания с точки зрения и внешнего облика, и внутреннего мира. 3 Литературный портрет соответствовал основным эстетическим правилам изобразительного искусства: он должен был точно описывать индивида, чтобы выделить его как отдельный тип. 1
В эпоху Просвещения портрет в большей степени отражал психологию изображённой модели, чем её физическую внешность. 1
В литературе середины XIX века прочное место занял развёрнутый экспозиционный портрет, в котором описание внешности переходит в социально-психологическую характеристику и соседствует с фактами биографии героя. 2
В творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова представлен другой тип реалистического портрета, где индивидуально-неповторимое в героях заметно преобладает над социально-типическим и где важна их вовлечённость в динамический процесс жизни. 2
В XXI веке в качестве эволюции портрета в литературе писатель Адриан Дозетас продвигал исполнение живого изображения в форме совместного перформанса. 1
Таким образом, общую эволюцию изображения «внешнего» человека в литературе можно определить как постепенное освобождение его от нормативной заданности, движение к непосредственному самопроявлению и живому контакту с жизнью. 2