Вопросы к Поиску с Алисой
Портрет в литературе менялся на протяжении веков, каждая эпоха выдвигала своё понимание и видение человека и вырабатывала свои принципы его художественного изображения. cyberleninka.ru
В средневековье было стремление к художественному абстрагированию, в летописях и хрониках отсутствовало описание отдельных лиц. nsportal.ru Лица на иллюстрациях не были индивидуализированы, так как для средневекового художника было важно общее, а не различия. nsportal.ru
В XVII веке человек становится объектом пристального внимания с точки зрения и внешнего облика, и внутреннего мира. cyberleninka.ru Литературный портрет соответствовал основным эстетическим правилам изобразительного искусства: он должен был точно описывать индивида, чтобы выделить его как отдельный тип. en.wikipedia.org
В эпоху Просвещения портрет в большей степени отражал психологию изображённой модели, чем её физическую внешность. en.wikipedia.org
В литературе середины XIX века прочное место занял развёрнутый экспозиционный портрет, в котором описание внешности переходит в социально-психологическую характеристику и соседствует с фактами биографии героя. nsportal.ru
В творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова представлен другой тип реалистического портрета, где индивидуально-неповторимое в героях заметно преобладает над социально-типическим и где важна их вовлечённость в динамический процесс жизни. nsportal.ru
В XXI веке в качестве эволюции портрета в литературе писатель Адриан Дозетас продвигал исполнение живого изображения в форме совместного перформанса. en.wikipedia.org
Таким образом, общую эволюцию изображения «внешнего» человека в литературе можно определить как постепенное освобождение его от нормативной заданности, движение к непосредственному самопроявлению и живому контакту с жизнью. nsportal.ru