Подход к вымыслу в литературе менялся в зависимости от эпохи и литературного направления: znanierussia.ru dic.academic.ru
- В древности художественный вымысел не осознавался: для архаического мышления не было свойственно разграничивать правду историческую и художественную. znanierussia.ru Вымысел проявлялся преимущественно в двух условных формах: идеализирующая гипербола и принижающий гротеск. ru.wikipedia.org
- В эпохи Возрождения и классицизма писатели преимущественно наследовали художественный вымысел у предшественников: изображали традиционные сюжеты и персонажей, по-новому их переосмысливая. znanierussia.ru
- В период романтизма художественный вымысел перестал быть общим достоянием, он стал осознаваться как индивидуальная принадлежность автора. znanierussia.ru Писатели-романтики смело преображали и переосмысливали фольклор, мифологию и предшествующие литературные источники. ru.ruwiki.ru ru.wikipedia.org
- В последующие эпохи роль художественного вымысла несколько уменьшилась. znanierussia.ru В XIX веке писатели зачастую более охотно описывали реальные сюжеты и персонажей, нежели вымышленные. znanierussia.ru В русской литературе периода реализма художественная образность была более жизнеподобной, нежели условной. znanierussia.ru
- В начале XX века в русском искусстве отвергалось жизнеподобие как рутинное, обыденное, приоритет отдавался условности, вымыслу. znanierussia.ru
- В 1930–1950-е годы, напротив, художественный вымысел отвергался как нечто устаревшее, на первый план вышли жизнеподобные формы, описание реальных явлений жизни, что легло в основу литературы социалистического реализма. znanierussia.ru
- Для современной литературы свойственно признание и вымышленных, и невымышленных явлений, лиц и событий. znanierussia.ru В настоящее время признаётся равноправие условности и жизнеподобия в их тесной взаимосвязи и взаимодействии. znanierussia.ru
Таким образом, в разные эпохи и литературные направления существовали различные подходы к художественному вымыслу: классицизм, реализм и натурализм требовали достоверности, правдоподобия и ограничивали воображение писателя, а барокко, романтизм, модернизм благосклонно относились к праву сочинителя изображать события, невероятные с точки зрения обыденного сознания или законов земной жизни. dic.academic.ru