Подход к темпу в классической музыке с XVIII по XX век менялся, например, следующим образом:
В музыке XVII–XVIII веков крупные длительности ассоциировались с медленным движением, мелкие — с быстрым. bigenc.ru Нотные знаки понимались в смысле абсолютной продолжительности во времени. bigenc.ru
Начиная с XVIII века нотные длительности стали различаться не столько по времени звучания, сколько по тяжести. bigenc.ru Появилось представление о медленности композиции, записанной шестнадцатыми и тридцатьвторыми, по сравнению с музыкой, записанной более крупными длительностями. nv.mosconsv.ru
В начале XIX века возникла потребность в более точном определителе скорости, чему способствовало изобретение метронома (1816). www.belcanto.ru Композиторы, начиная с Л. ван Бетховена, стали использовать его для указания скорости. bigenc.ru
Композиторы-романтики (кроме Г. Берлиоза, Р. Шумана и П. И. Чайковского в поздних сочинениях) предпочитали словесные указания темпа. bigenc.ru
С конца XIX века чаще стали применяться метрономические указания. bigenc.ru П. И. Чайковский, не пользовавшийся метрономом в ранних произведениях, тщательно обозначал с его помощью темпы в поздних сочинениях. www.belcanto.ru
В XX веке, особенно у композиторов неоклассического направления, метрономические определения темпа часто преобладали над словесными и иногда полностью их вытесняли. www.belcanto.ru Пример — «Агон» Стравинского. www.belcanto.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.