Подход к построению сюжетов менялся в разных литературных эпохах, например:
- В эпоху синкретизма (архаическая, мифопоэтическая эпоха) творческий процесс ещё не отделялся от поклонения высшим силам, ритуалов и обрядов. 2 Слово ещё не было отделено от предмета, автор от героя, личность от хора, субъект от объекта. 2 Зарождались две основные сюжетные схемы — кумулятивная и циклическая. 2
- В эпоху эйдетической поэтики (от 7–6 вв. до н. э. в Греции до второй половины XVIII века) процесс творчества осмыслялся как поиск совершенной формы для выражения идеи. 2 Вырабатывались правила литературного творчества, появлялась поэтика и риторика, в которых литература рефлексировалась как отдельное искусство. 2 Литературная традиция на этой стадии осмыслялась как канон (идеальная порождающая модель произведения). 2
- В неканоническую эпоху (конец XVIII века) культурный перелом привёл к осознанию ценности личности. 2 Формировалось понимание того, что смысл всегда личностен, он создаётся человеком и не существует в готовом, отвлечённом от него виде. 2 Вместо канона появлялась идея «внутренней меры», происходила «деканонизация» жанров, становились возможны авторские жанры. 2
- В эпоху романтизма (конец XVIII — начало XIX веков) утвердилось разделение родов литературы на эпос, лирику и драму. 5 Подход строился на других основаниях — во главу угла ставили пропорции объективного и субъективного в искусстве. 5
- В XIX–XX веках появились многие теории структуры сюжета. 1 Например, Густав Фрейтаг в работе «Техника драмы» (1863) изложил основы трёх- и пятиактной истории, выделив такие разделы, как вступление, подъём, кульминация, возвращение или падение и катастрофа. 1
Также существует мнение, что в разные эпохи подходы к пониманию сюжета отличались разнообразием. 3 Например, Б. М. Эйхенбаум рассматривал сюжет как средство сплетения стилистических приёмов. 3