Подход к изображению реальности в русской поэзии Серебряного века менялся в зависимости от литературного течения: 34
- Символизм. 34 В основе этого направления лежала «эстетика намёка»: поэт отходил от чёткого изображения материального мира и писал только об ассоциациях, вызванных теми или иными предметами. 3 Окружающий мир в произведениях символистов рисовался как нечто иллюзорное, хаотичное, как низшая реальность по отношению к миру идей. 1
- Акмеизм. 3 Это течение пришло на смену символизму. 3 В поэзии акмеизма фокус внимания сместился с мистики на описание земного, менее возвышенного, но более близкого и понятного. 3 Поэты утверждали ценность «вещного» восприятия мира, «прекрасную ясность» языка, точность деталей. 1
- Футуризм. 13 Основная идея программы этого течения — разрушение существовавших в литературе стереотипов и прежних ценностей. 3 Футуристы разрушали границу между искусством и жизнью, между образом и бытом, ориентировались на язык улицы, лубок, рекламу, городской фольклор и плакат. 2
Таким образом, в поэзии Серебряного века поэты обращались не к изображению реальности, а к идее, которая лежит за этим миром. 5