Подход к цветовому решению в изобразительном искусстве с эпохи Возрождения до наших дней менялся, например, так:
- Эпоха Возрождения. 13 Представления о цвете ставились на научную основу, появлялось понятие цветовой этики в живописи, изучался характер влияния освещения на цвет. 1 Альберти выделял четыре цвета, соответствующие четырём стихиям: красный — стихии огня, голубой — воздуха, зелёный — воды, а серый и пепельный — земли. 1 Леонардо да Винчи считал, что истинных цветов шесть: белый, жёлтый (земля), зелёный (вода), синий (воздух), красный (огонь), чёрный (мрак). 13
- Реализм XVII века. 4 Основа колорита — природная связность цветов. 4 Основное внимание художника в работе с цветом было направлено на гармоническое распределение тёплых и холодных оттенков под влиянием локального цвета и ярко выраженного освещения. 4 Цвета картины складывались из малых интервалов внутри больших контрастных массивов, как мозаика цветовых переходов, объединённых логикой заданного света. 4
- Классицизм XIX века. 4 Происходил возврат к локальному колориту и трактовке картины как выражение авторской идеи посредством сюжета и рисунка (форма, объём). 4
- Реализм XIX века. 4 Колорит в картинах художников работал на эстетический результат, при помощи него раскрывался авторский замысел, вызывались задуманные художником, в соответствии с идеей картины, эмоции и чувства. 4 Цвет в картине приобретал значение метафоры — оттенки отображали цвет предмета, цвет среды, освещения, пластику, движение и эмоции одновременно. 4
- XX век. 4 Художники стремились усилить эмоциональное воздействие картин на зрителя. 4 Идейная составляющая доминировала над иллюзорностью реальности, поэтому происходил возврат к локальному колориту, полностью или частично (Гоген, Матисс и другие). 4
Вплоть до наших дней продолжаются попытки создания всё новых и новых цветовых систем. 3 Большей частью они строятся на уже известных принципах, но по форме отличаются от прежних. 3