В античной культуре образ Нарцисса символизировал гордость и самовлюблённость. 36 Имя персонажа стало нарицательным и послужило источником для обозначения особенностей поведения, расстройств личности, сексуальных отклонений. 36
В эпоху Ренессанса образ Нарцисса начал трансформироваться в человеческий. 25 Мифологические персонажи постепенно превращались в реальных людей. 2 Нарцисс стал популярным персонажем в изобразительном искусстве, впервые он появился в скульптуре Бенвенуто Челлини. 5
В эпоху барокко первым живописным воплощением сюжета о Нарциссе стал персонаж Караваджо. 25 Он погрузил мифологических персонажей в мир повседневности: Нарцисс и другие герои стали «ребятами с соседней улицы», одетыми в современные для того времени костюмы. 25
В эпоху классицизма основатель этого направления в живописи Никола Пуссен обращался к сюжету мифа о Нарциссе. 25 Он запечатлел юношу не в момент любования отражением, а показал смерть героя. 25
В эпоху романтизма произошло смысловое «смещение» в представлениях о «вечном образе» Нарцисса. 8 В художественную разработку попала «позитивная» сторона истории — превозносилась «прекрасная творящая самость гения». 8
В современной культуре образ Нарцисса, по мнению философа Бориса Гройса, связан с современными технологиями и стремлением к самодизайну. 1 Он пишет, что «образ Нарцисса в озере — это ранняя форма селфи». 1
Таким образом, образ Нарцисса менялся в зависимости от культурных и исторических контекстов, проходя через этапы переосмысления и адаптации мифологического персонажа к различным эпохам и направлениям искусства.