Образ карточных персонажей в мировой литературе менялся в зависимости от эпохи и литературных тенденций.
В новелле Гофмана «Счастье игрока» (1819) автор затронул тему азартных игр. 2 Герои произведения — картежники разных поколений, которым везёт за столом, но это приносит им беды и разочарования в жизни, потерю не только капитала, но и любимых людей. 2
В творчестве Лермонтова карточная игра занимает значительное место, становясь метафорой самой жизни. 5 Например, повесть «Фаталист» романа «Герой нашего времени» начинается с карточной игры, которая выводит офицеров на разговор о случае, судьбе. 5
В повести Александра Пушкина «Пиковая дама» (1833) пиковая дама символизирует судьбу, роковую женщину, которая приводит к гибели. 3 Основной сюжетный поворот связан с игровой случайностью, которая в контексте достигает роковых масштабов. 5
На рубеже XIX–XX столетий в контексте культуры Серебряного века атрибутика игральных карт и карточных мастей вызывала интерес и занимала собственную нишу. 4 Например, в пьесе М. И. Цветаевой «Червонный валет» представлены взаимоотношения мужчины и женщины, перевоплощённых в игральные карты. 4
В современной литературе образ пиковой дамы продолжает вдохновлять писателей. 3 Она появляется в песнях, романах и стихах, символизируя различные аспекты человеческой природы и судьбы. 3 Также образ пиковой дамы используется в видеоиграх и комиксах для создания персонажей и сюжетных линий, полных мистики и опасности. 3