Образ Арлекина менялся в разных театральных традициях, например:
- В комедии дель арте первоначально Арлекин был простодушным и наивным персонажем, который своими выходками запутывал интригу. otvet.mail.ru cyberleninka.ru Однако к середине XVII века актёр Д. Бьяконелли изменил характер и костюм Арлекина, превратив его в изящного, злоязычного интригана, счастливого любовника, соперника неудачливого Пьеро. otvet.mail.ru
- В ярмарочных театрах Парижа в конце XVII — начале XVIII века Арлекин утрачивал статус дзанни, но сохранял образ динамичного комического персонажа, умеющего при помощи виртуозно исполненных трюков решить любую проблему. cyberleninka.ru
- Во французских арлекинадах конца XVII — начала XIX века Арлекин превратился из слуги в изящного любовника, счастливого соперника Пьеро. ngasanova.livejournal.com
- В английской пантомиме в XVIII веке Арлекин становится и на протяжении всего столетия остаётся центральным персонажем этого жанра, родившегося из комедии дель арте. cyberleninka.ru
- В середине XIX века Арлекин сыграл роль в становлении амплуа клоуна Августа (Рыжего в русском варианте) — традиционного персонажа клоунских антре. otvet.mail.ru
- В XIX веке маска Арлекина потеряла социальную остроту и превратилась в предмет стилизации, пик которой пришёлся на рубеже XIX–XX веков, эпоху модерна. otvet.mail.ru
Таким образом, Арлекин перерос канонические границы своей маски и своего времени и превратился в своеобразный феномен европейского театра. otvet.mail.ru