Возможно, имелись в виду некоторые тенденции изменения формата зачинов в литературных произведениях разных эпох.
В сказках существовал традиционный зачин, который оповещал о начале истории, сюжета. 2 Например, «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…». 2 В эпоху Ренессанса, когда формировался роман как жанр, некоторые приёмы фольклора, в том числе зачин, перешли в авторскую прозу. 2 Так, в произведении «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» автор следовал традиционному сказочному зачину, соединив фольклорные формулировки с испанскими конкретными деталями. 2
В разных произведениях авторы использовали разные подходы к началу текста. 1 Некоторые авторы делали акцент на вымысле, будоражащем воображение. 1 Так, Энн Тайлер начинала произведение «Когда мы были взрослыми» фразой: «Жила-была одна женщина, которая обнаружила, что превратилась не в того человека». 1
В зачинах могли использоваться фоновые сведения, которые помогали восприятию основной информации. 4 Например, социально-исторический фон мог включать указание на время создания произведения, экономическую, социальную и политическую характеристику эпохи, выделение злободневных проблем и общественно значимых идей эпохи. 4
В поэзии отмечался рост числа бытийных зачинов в направлении к «золотому» и «серебряному веку». 5 Так, в поэтических произведениях малых жанров XVIII столетия зачины с предикатом «есть» были представлены в небольшом количестве, но на протяжении XIX века их число резко возрастало, а поэзия XX столетия демонстрировала ещё более высокую активность таких зачинов. 5