Значение термина «адажио» менялось в зависимости от эпохи:
- В эпоху барокко слово «адажио» могло означать «непринуждённо» или «как пожелаете». 2 Некоторые композиторы, например Фрескобальди, ожидали от исполнителей более свободного, менее метрического стиля исполнения разделов, помеченных таким образом. 2
- В XVIII веке среди теоретиков существовали разногласия, какой темп самый медленный — адажио, ларго или граве. 2 Итальянские писатели и композиторы считали адажио самым медленным темпом, а французские музыканты — более быстрым, чем ларго. 2
- К XIX веку адажио, как правило, считалось самым медленным темпом. 2 При этом ларго использовалось для обозначения чего-то более величественного, а граве стал более серьёзным, но при этом редко был медленным. 2
Исполнение адажио также менялось:
- В представлении музыкантов XVIII века темп напрямую связывался с артикуляцией. 3 Карл Филипп Эмануэль Бах писал, что нежность в адажио достигается связными, плавно текущими нотами. 3
- У венских классиков и у романтиков адажио служило для выражения лирических переживаний, сосредоточенных состояний, размышлений. 1 В классических адажио встречались речитативы импровизационного характера и свободно варьированные мелодии типа колоратур. 1
Таким образом, изначально термин «адажио» мог указывать на характер музыки, но к XIX веку его значение сместилось в сторону обозначения темпа — более медленного, чем andante, но несколько более подвижного, чем largo, lento и grave. 1