Значение арии менялось в зависимости от эпохи:
- В Западной Европе понятие «ария» начали использовать примерно в XV веке. 1 Сначала так называли обычные песни. 1 С начала XVII века ариями называли инструментальные пьесы, чьи мотивы были схожи с танцевальным или песенным. 1 В XVII столетии утвердилось основное значение слова — монологическое вокальное произведение. 1 Ария стала лирическим высказыванием, способом показать чувства, которые испытывали герои спектакля. 1
- В реформаторских операх К. В. Глюка ария, ранее выражавшая типизированные состояния, превратилась в органический элемент музыкально-драматического действия. 3 Ария стала передавать всё богатство эмоциональных состояний, возникающих в определённой ситуации. 2
- В русской опере ария как самостоятельная единица в сочинении сформировалась в XVIII веке. 1 На устройство и интонации номеров повлияло то, что ранние русские оперы часто представляли собой комические произведения. 1 В первой трети XIX века возникла одна из узнаваемых черт русской арии — напевность и схожесть с печальной протяжной песней. 1
Форма арии также менялась:
- В XVII—XVIII веках композиторы использовали трёхчастную форму — арию да-капо. 1 Она состояла из контрастных частей, причём в финале всегда повторялась первая часть, что создавало кольцевую композицию. 1
- Во второй половине XVII века в арию «да капо» начали вводить значительные изменения. 5 Например, реприза стала более свободной и давала вокалистам возможность продемонстрировать свою виртуозную технику и мастерство импровизации. 5
- В XVIII веке появились новые виды арии: каватина, ария-рондо, концертная ария. 3
- В XIX веке опера обогатилась арией-стретто и песенными разновидностями арии (баллада, романс). 3 Наибольшего жанрового разнообразия ария достигла в середине XIX века, главным образом в связи с развитием национальных школ, в том числе русской. 3
- Ко второй половине XIX века в оперных произведениях композиторов-реформаторов, например Рихарда Вагнера, ария перестала быть отдельным номером. 1 Многие авторы начали рассматривать музыкальный спектакль как единую историю, не предусматривающую обособленных частей. 1