Восприятие тишины в музыке менялось в зависимости от эпохи и художественных направлений. cheloveknauka.com
До XX века музыкальное искусство было преимущественно фоноцентричным, что определяло скромную эстетическую ценность тишины. vital.lib.tsu.ru Тишина традиционно связывалась с негативными значениями. vital.lib.tsu.ru
В XX веке восприятие тишины изменилось: она начала осмысляться в качестве нового информативного элемента. vital.lib.tsu.ru Тишина заняла место звука, и наоборот. knife.media
Некоторые примеры изменения восприятия тишины в музыке:
- Клаудио Монтеверди. knife.media В опере «Орфей» музыка останавливается в прологе, что символизирует силу композитора над эмоциями и природой. knife.media В опере «Коронация Поппеи» исполнители засыпают, прежде чем закончить колыбельную. knife.media В раннем барокко паузы часто использовали для изображения сна или смерти. knife.media
- Людвиг ван Бетховен. knife.media В первой части «Героической симфонии» после серии резких диссонирующих повторяющихся аккордов наступает звенящая тишина. knife.media
- Антон Веберн. knife.media В атональных миниатюрах композитора больше тишины, чем звука. knife.media Веберна называют «маэстро тишины». knife.media
- Джон Кейдж. vital.lib.tsu.ru В творчестве композитора тишина стала самостоятельным элементом музыки и звукового опыта. vital.lib.tsu.ru Например, в пьесе «4′33″» музыкант ничего не делает, а зрители слушают тот шум, который производят сами. knife.media
- Последняя треть XX века. opentextnn.ru В этот период появилась тенденция к использованию выразительного потенциала тишины и молчания. opentextnn.ru Это проявилось в возрастании роли медитативности, развитии идей минимализма, использовании новых технических приёмов. opentextnn.ru