Восприятие «Пасторальной симфонии» Бетховена в истории музыки менялось в зависимости от эпохи и развития музыкальных стилей. magisteria.ru
В эпоху Просвещения идеалы, казавшиеся ранее бесспорными, стали подвергаться сомнению, эстетика, в том числе музыкальная, постепенно смещалась в сторону романтизма. magisteria.ru «Пасторальную симфонию» воспринимали скорее как красочную идиллию, не видели в ней глубокомысленных философских слоёв. magisteria.ru
С развитием романтической музыки, когда появились изощрённые образы природы в творчестве многих романтиков (Берлиоза, Листа, Вагнера, Римского-Корсакова), «Пасторальная симфония» стала восприниматься как произведение чуть ли не наивное. magisteria.ru При этом некоторые романтики ей восхищались: её очень любил Берлиоз, а Римский-Корсаков в юности писал, что лучше «Пасторальной» нет симфонии на свете. magisteria.ru
В начале XX века ещё сохранялось унаследованное от предыдущей эпохи пренебрежительное отношение к пасторали как жанру, якобы искусственному в своей условности и бессодержательному в силу крайней удалённости от реальной жизни. cyberleninka.ru
К середине и особенно во второй половине XX века произошёл окончательный перелом в отношении к жанру: теория постепенно освобождалась от предвзятых оценок, заданных просветительско-романтической критикой пасторали, обретя в данном жанре обширную и интереснейшую область исследований. cyberleninka.ru
Таким образом, восприятие «Пасторальной симфонии» менялось в соответствии с изменениями в музыкальных направлениях и эстетических предпочтениях разных эпох.