Понимание музыки без слов менялось в зависимости от музыкальных стилей и концепций.
В эпоху романтизма инструментальная музыка, в частности «Песни без слов» Ф. Мендельсона, отличалась камерной интимностью и простотой. 1 Композитор стремился к синтезу серьёзного и доступного, намеренно ограничив виртуозные средства уровнем, подходящим не только для музыкантов-профессионалов, но и для любителей музыки. 1
В концепции «абсолютной» музыки (в русской традиции «чистой») смысл произведений без слов исключался. 3 Р. Вагнер противопоставлял такую музыку музыке драматической, критикуя за изоляцию от других искусств. 3 Австрийский музыковед Э. Ганслик, в отличие от Вагнера, считал, что цель музыки — выражение не чувств и эмоций, а музыкальной мысли — гармонии, мелодии и ритма. 3
Композиторы-экспрессионисты и их последователи отвергли тональную музыку, введя атональность и экспериментируя с ритмами и размерами композиций. 3 Например, Арнольд Шенберг и Антон Веберн использовали свои произведения для создания напряжения, которое вызывалось обильным количеством диссонансов. 3
В современной поп-музыке популярны такие жанры, как техно и рэп, где нет практически ничего, кроме ритма — ни «мелодии», ни «гармонии». 4
Таким образом, понимание музыки без слов менялось в зависимости от музыкальных стилей и концепций, отражая различные подходы к интерпретации и выразительности музыкальных произведений.