Понимание чувственности в музыке менялось в зависимости от эпохи и теоретических подходов. gallerix.ru Некоторые из них:
- Формализм. gallerix.ru Эдуард Ганслик в работе «О музыкально-прекрасном» (1854) утверждал, что музыка представляет собой чистую форму, которая должна оцениваться исключительно с эстетической точки зрения, а не как выражение конкретных эмоций. gallerix.ru
- Экспрессионизм. gallerix.ru Музыку считали способной выражать эмоции. gallerix.ru Например, в теории выражения утверждается, что музыка выражает реальные эмоции композитора или исполнителя. gallerix.ru В теории воображаемой личности музыка создаёт впечатление воображаемой личности, выражающей эмоции. gallerix.ru
- Усовершенствованный формализм. gallerix.ru Современные теоретики, такие как Питер Кивви, предлагали концепцию, согласно которой эмоциональные качества музыки являются объективными свойствами самой музыки, но они представляют собой эстетические, а не психологические свойства. gallerix.ru
- Семиотика музыки. fki.lgaki.info Это направление эстетической мысли, которое основывается на анализе знаково-символических форм художественного языка. fki.lgaki.info С точки зрения семиотики музыка рассматривается как определённая символическая система. fki.lgaki.info
- Кинестетическое восприятие музыки. mus.academy В авангардных музыкальных композициях возросла роль жеста и телесности. mus.academy Например, Штайнер разработал систему жестов, соответствующих высоте музыкальных тонов, что воплотило идею «зримой» музыки. mus.academy
Кроме того, современная эстетика признаёт множественность критериев музыкальной красоты, которые могут варьироваться в зависимости от культурного контекста, жанра и индивидуальных предпочтений. gallerix.ru