Изображение Дон Жуана в европейской литературе менялось на протяжении веков, отражая особенности эпохи и мировоззрения авторов. 15
В пьесе Тирсо де Молина «Севильский озорник, или Каменный гость» (XVII век) Дон Жуан — безбожник, искатель земных наслаждений и соблазнитель, который неминуемо расплатится за свои грехи. 5 Главный герой не чувствует ответственности ни перед государством, ни перед Богом и погибает от руки каменной статуи. 5
В комедии Мольера «Дон Жуан, или Каменный гость» Дон Жуан олицетворяет «золотую» молодёжь из окружения Людовика XIV, поколения вольнодумцев и безбожников, в нём сочетается безнравственность, вседозволенность и благородство. 5
В эпоху романтизма образ Дон Жуана усложняется и приобретает новые психологические черты. 5 Герой показан как типичный представитель своего времени, отчаянно ищущий удачу и приключения, для которого нравственные законы не являются помехой в поиске наслаждений. 5
Дж. Г. Байрон создал неповторимый образ Дон Жуана, которого не знала литература до XIX века. 5 Это герой-романтик, певец любви и нежной страсти, соблазнитель, но и борец с лицемерием и ханжеством английского «добропорядочного» общества. 5
В XIX веке из героя легенды, севильского озорника и искателя приключений, Дон Жуан трансформируется в самоценную, выдающуюся романтическую личность, которая гармонически вписана в исторический процесс. 5
С конца XVIII века конкретно-историческая социальная трактовка образа Дон Жуана уступила место психологической и эстетической оценке. 2 Образ был провозглашён общечеловеческим, «вечным». 2