Использование мужских голосов в опере менялось на протяжении истории, например:
- В эпоху барокко ценились предельные вокальные диапазоны и орнаментика, для демонстрации которых наиболее подходили подвижные, высокие и эффектные голоса кастратов и сопрано. 1 В итальянском оперном репертуаре той эпохи партии юных героев исполняли кастраты, тогда как тенорам и баритонам предназначались второстепенные роли: отцов, царей, отрицательных персонажей. 1
- В конце XVIII века публика стала ценить естественные мужские голоса. 1 С наступлением классицизма Глюк и особенно Моцарт стали создавать ведущие оперные партии для исполнения тенорами (например, Тамино в «Волшебной флейте»). 1
- В первой трети XIX века героические оперные партии по-прежнему предназначались для очень высоких, по современным понятиям, мужских голосов. 1 Так, в неаполитанских операх Россини роли положительных героев обычно исполнял контральтино Давид, который благодаря использованию усиленного фальцета брал столь высокие ноты, которые были под силу только кастратам. 1
- Во второй половине XIX века композиторы перестали связывать определённый тип голоса с образом главного героя, и ранжированность певцов по этому признаку отошла в прошлое. 4
- Во второй половине XX века возник большой интерес к контратенорному голосу и возросла популярность, отчасти благодаря таким пионерам, как Альфред Деллер и Рассел Оберлин, а также возросшей популярности оперы в стиле барокко и необходимости в певцах-мужчинах для замены ролей кастратов в таких произведениях. 3