Использование хорея в русской поэзии менялось, в частности, можно выделить следующие моменты:
- В XVIII веке писатели, которые формировали правила русской литературы, считали, что хорей будет востребованным. www.culture.ru Василий Тредиаковский утверждал, что метр с ударением на первом слоге «всеми числами совершен и лучше». www.culture.ru Однако в итоге победил его оппонент Михаил Ломоносов, который отдавал предпочтение ямбу. www.culture.ru
- В начале XIX века в русскую поэзию вошёл 5-стопный хорей. a4format.ru Полноправным размером он стал после произведений Лермонтова, например «Ночевала тучка золотая…» и «Выхожу один я на дорогу…». a4format.ru Эти стихи закрепили за 5-стопным хореем определённый тематический ореол: торжественный пейзаж, дорога (воспринимаемая как жизненный путь), размышления о смерти. a4format.ru
- В золотой век русской поэзии, во время Пушкина, был распространён 4-стопный хорей. a4format.ru Сфера его употребления была определена тремя основными темами: стихи в народном духе («Утопленник» и сказки Пушкина), баллады («Людмила» Жуковского) и рядом с ними стихи смутно тревожные, иногда трагические (у Пушкина это «Бесы», «Стихи, сочинённые ночью, во время бессонницы», «Дар напрасный, дар случайный…»). a4format.ru
- В эпоху Серебряного века получил большое распространение семистопный хорей. stihi.ru Известны две его разновидности: с цезурой после четвёртой стопы и бесцезурный. stihi.ru
- Поэты XX века тяготели к использованию новых форм хорея, что проявилось в «вольных хореях» Маяковского. a4format.ru
Таким образом, с течением времени хорей расширял свои границы, меняя сферы применения и приобретая новые формы.