Требования к строфическому делению в классической поэзии разных эпох менялись, например:
- В античной лирике строфа строилась на строго метрической основе. libq.ru В дальнейшем метрические схемы становились достоянием других, а некоторые даже приобретали устойчивую связь с жанром (например, ямбическое десятистишие стало обязательной строфой классической оды). libq.ru
- В средневековой поэзии Западной Европы каркасом строфы стала схема рифмовки. libq.ru В поэзии Востока часто использовалась «бесконечная» связь рифм: одна из них пронизывала все строфы. libq.ru
- Во времена В. Жуковского и А. Пушкина появились нечётнострочные строфы: пятистишия, семистишия, девятистишия. rep.vsu.by Нечётнострочные строфы создавались за счёт удвоения строк из четверостиший, шестистиший и восьмистиший. rep.vsu.by
- В период творчества Н. Некрасова и А. Фета исследователи отмечают оскудение строфики, ведущей становилась тенденция к упрощению. rep.vsu.by Катрен с перекрёстной рифмовкой вытеснял все остальные строфы. rep.vsu.by Самым важным экспериментом этого времени было открытие «вольных строф» — равных по числу стихов, но разных по рифменной формуле, что нарушало композиционную симметричность. rep.vsu.by
- Для рубежа веков характерно обращение к традиционным строфам, расцвет твёрдых форм — строф, в которых традицией определены объём и рифменная формула, и создание экспериментальных строф. rep.vsu.by
- В советский период русская поэзия предельно сократила строфический репертуар, сведя его в основном к катренам. magazines.gorky.media
В разных системах стихосложения чаще метрический рисунок строфы образовывался сочетанием разностопных стихов одного размера или чередованием клаузул, то есть мужских, женских, дактилических и других окончаний. libq.ru