Некоторые изменения музыкальных традиций при настройке струн за последние столетия:
- В средние века для настройки органов использовали пифагорейский строй, который был неравномерным: расстояние между соседними нотами различалось для разных нот. snob.ru Музыкант был привязан к одной тональности, модуляции и отклонения в другие тональности были невозможны. snob.ru
- В XVIII веке в западном мире в качестве стандарта для настройки инструментов приняли ноту «Ля» первой октавы. samesound.ru Однако оркестры по-разному определяли её частоту: одни опирались на 400 Гц, вторые — на 430 Гц, третьи — до 480 Гц. samesound.ru
- В XIX веке стремились достичь чистой интонации с помощью большего числа клавиш. cheloveknauka.com Так, у Г. Томпсона их было 40, Й. Штайнер предусматривал 45, Г. Листон — 59, а С. Танака — 70 клавиш в октаве. cheloveknauka.com
- В XX веке произошла смена частоты ноты «ля» с 432 Гц на 440 Гц. dzen.ru Международная организация по стандартизации (ISO) приняла стандарт ISO 16, закрепив частоту эталонной «Ля» первой октавы на отметке 440 Гц. samesound.ru
Несмотря на существование стандарта, оркестры и исполнители продолжают экспериментировать с настройкой. samesound.ru Например, Нью-Йоркский филармонический оркестр настраивается по «Ля» первой октавы на частоте 442 Гц, Бостонский симфонический оркестр полагается на частоту 441 Гц, а большинство симфонических оркестров Европы предпочитают настраиваться по «Ля» на отметке в 443 или 444 Гц. samesound.ru