Некоторые этапы реставрации картины «Мона Лиза» и методы, которые применялись:
- В 1809 году Жан-Мари Хогстоль провёл чистку и повторную покраску картины для галерей Музея Наполеона. 1 Работа включала очистку спиртными напитками, подкрашивание и повторную покраску. 1
- В 1906 году реставратор Лувра Эжен Денизар выполнил акварельную ретушь на участках красочного слоя, повреждённых трещиной в панели. 1 Также он отретушировал края картины лаком, чтобы замаскировать области, которые изначально были закрыты более старой рамкой. 1
- В 1913 году, когда картина была возвращена после кражи, Денизару снова предложили поработать над «Моной Лизой». 1 Ему нужно было очистить картину без растворителя и слегка подправить несколько царапин на картине акварелью. 1
- В 1952 году выровняли слой лака на заднем плане картины. 1 После второго нападения 1956 года реставратору Жану-Габриэлю Гулина поручили подправить акварелью повреждения на левом локте «Моны Лизы». 1
- В 1970 году буковые перемычки заменили на кленовые, так как было обнаружено, что древесина бука была заражена насекомыми. 1
- В 2004–2005 годах группа консерваторов и исследователей заменила кленовые перемычки на платановые, и была добавлена дополнительная металлическая перемычка для научного измерения деформации панели. 1
По мнению исследователей и реставраторов, многочисленные видимые изменения в «Моне Лизе», произошедшие за пять столетий, обусловлены потемнением и пожелтением лака, полным исчезновением некоторых пигментов, природными химическими реакциями, последствиями чисток и реконструкций, изменениями деревянной панели, на которой написана картина, под воздействием влажности. 35