Некоторые этапы реставрации картины «Мона Лиза» и методы, которые применялись:
- В 1809 году Жан-Мари Хогстоль провёл чистку и повторную покраску картины для галерей Музея Наполеона. en.wikipedia.org Работа включала очистку спиртными напитками, подкрашивание и повторную покраску. en.wikipedia.org
- В 1906 году реставратор Лувра Эжен Денизар выполнил акварельную ретушь на участках красочного слоя, повреждённых трещиной в панели. en.wikipedia.org Также он отретушировал края картины лаком, чтобы замаскировать области, которые изначально были закрыты более старой рамкой. en.wikipedia.org
- В 1913 году, когда картина была возвращена после кражи, Денизару снова предложили поработать над «Моной Лизой». en.wikipedia.org Ему нужно было очистить картину без растворителя и слегка подправить несколько царапин на картине акварелью. en.wikipedia.org
- В 1952 году выровняли слой лака на заднем плане картины. en.wikipedia.org После второго нападения 1956 года реставратору Жану-Габриэлю Гулина поручили подправить акварелью повреждения на левом локте «Моны Лизы». en.wikipedia.org
- В 1970 году буковые перемычки заменили на кленовые, так как было обнаружено, что древесина бука была заражена насекомыми. en.wikipedia.org
- В 2004–2005 годах группа консерваторов и исследователей заменила кленовые перемычки на платановые, и была добавлена дополнительная металлическая перемычка для научного измерения деформации панели. en.wikipedia.org
По мнению исследователей и реставраторов, многочисленные видимые изменения в «Моне Лизе», произошедшие за пять столетий, обусловлены потемнением и пожелтением лака, полным исчезновением некоторых пигментов, природными химическими реакциями, последствиями чисток и реконструкций, изменениями деревянной панели, на которой написана картина, под воздействием влажности. yael-shoshany.livejournal.com gallerix.ru