Формы сценического монолога менялись с развитием театральной традиции, например:
- В древнегреческом театре у истоков западной драмы существовал порядок, по которому на сцене должен был появляться только один актёр вместе с хором. 2
- В древнеримском театре широко использовались монологи, одной из ключевых целей которых было указать на прохождение значительного количества времени внутри сцен. 2 Этот тип монолога называется связующим монологом. 2 Также существовали входные монологи и монологи выхода, их основная функция — указание на течение времени. 2
- В театре эпохи Возрождения монологи обычно фокусировались на персонажах, использующих развёрнутую речь для удовлетворения своих драматических потребностей. 2
- В драмах романтиков начала и первой половины XIX века монолог получил ещё более важное значение. 3 Так, байроновский «Манфред» состоит почти целиком из одних монологов, а в «Вильяме Ратклифе» Гейне, драмах Виктора Гюго монолог играет первенствующую роль. 3
- С конца XIX века монологи начали «мешать» режиссёрскому замыслу, «утяжелять» действие спектакля. 1 В новой драме монолог не только не требовался, но мог оказаться вредным, опасным. 1
- В ХХ веке некоторые драматурги пробовали возродить этот приём. 3 Монологом стали называть и драматическое представление с единственным актёром, играющим одного или нескольких персонажей. 3
- В постдраматическом театре возникла тенденция монологии, что связано с отказом от четвёртой стены, актуализацией коммуникации «актёр — зритель», задачей сосредоточения на прямом общении актёра и зрителя. 5