Вопросы к Поиску с Алисой
Техника многоголосного пения менялась от средневекового дисканта до современной музыки следующим образом:
Средневековье: на смену простейшему пению в унисон пришло многоголосие. www.boutique-project.ru Самый древний вид многоголосия, параллельный органум, представлял собой дублирование основной мелодии в квинту или октаву. www.boutique-project.ru В X веке появился классический органум с косвенным и противоположным движением голосов. www.boutique-project.ru В XII веке возник мелизматический органум, в котором на один слог текста приходилось от трёх до двенадцати нот. www.boutique-project.ru Появилась техника письма на кантус фирмус (на закреплённый мотив). www.boutique-project.ru Мелодия, обычно взятая из Григорианского хорала, проводилась крупными длительностями в нижнем голосе, а два верхних голоса излагались более мелкими длительностями. www.boutique-project.ru
Эпоха Возрождения: нидерландские и фламандские композиторы первыми разработали новые правила полифонического (многоголосного) исполнения — классический «строгий стиль». {7-host} Важнейшим композиционным приёмом стала имитация — повторение одной и той же мелодии в разных голосах. {7-host} Ведущим голосом стал тенор, которому поручалась главная повторяющаяся мелодия — cantus firmus («неизменный напев»). {7-host} Ниже тенора звучал бас, а выше — альт. {7-host} Самый верхний, то есть возвышающийся над всеми, голос получил название сопрано. {7-host}
Эпоха барокко: размывалась иерархия мелодии и аккомпанемента. {8-host} Основная тема расширялась либо сама, либо с помощью аккомпанемента бассо континуо. {8-host} Затем она возникала в другом голосе. {8-host} Позднее главная тема стала выражаться и через бассо континуо, не только с помощью основных голосов. {8-host} Почти обязательным стало использование музыкальных украшений, часто исполнявшихся музыкантом в виде импровизации. {8-host}
Новое время: в XVII веке наряду с «остаточным» действием полифонии, которая ранее была ведущим складом в профессиональной музыке, утвердился гомофонно-гармонический склад. www.pravenc.ru Он в целом господствовал на протяжении XVII–XIX веков, хотя творчество отдельных композиторов (например, Баха) явило взлет полифонических традиций. www.pravenc.ru
XX век: в XX веке наблюдалось возрождение полифонического склада в связи с утратой скрепляющей силы тонально-гармонического фактора. www.pravenc.ru С развитием сериализма возникла сериальная полифония (или полифония параметров, полипараметровость). www.pravenc.ru С появлением новых техник композиции, например, сонорики, возникли особые виды многоголосной фактуры, которая становится похожа на одноголосную по слабой дифференцированности звуковой ткани. www.pravenc.ru
Таким образом, техника многоголосного пения прошла путь от одноголосия к полифонии и далее к гомофонии, с последующим возрождением полифонического склада и появлением новых техник композиции.