На протяжении Средневековья техника гравюры менялась, появлялись новые методы создания изображений, совершенствовались материалы и инструменты. 4 Некоторые этапы развития:
- Продольная ксилография. 2 Самая древняя техника гравюры. 2 Печатные формы делали из досок продольного распила из мягких пород древесины (вишни, яблони, груши). 2 Отличительная особенность композиций — контрастность и визуальное преобладание чёрного штриха. 2
- Поперечная ксилография (торцовая). 2 Рисунок вырезался особым инструментом — штихелем на доске поперечного распила из твёрдых пород дерева (самшита, бука). 2 Мастера получили возможность изображать тончайшие линии, плавно варьировать переходы тона штрихами разной глубины. 2
- Резцовая гравюра на металле. 2 Появилась в середине XV века. 2 Рисунок аккуратно вырезали особыми металлографическими резцами квадратного сечения с ромбовидным срезом. 2 Характерная особенность готовых изображений — господство комбинаций чистых чётких линий. 2
- Офорт. 24 На доске, покрытой специальным кислотоупорным лаком, острой иглой процарапывали рисунок. 2 Затем заготовку травили кислотой, которая разъедала металл в углублениях. 2 Получалась форма для глубокой печати. 2 Игла легко царапала мягкий лак, позволяя создавать сложные рисунки в свободной манере. 2
- Меццо-тинто. 45 Поверхность металла механически или химически обрабатывалась таким образом, что становилась зернистой. 4 Затем мастер наносил рисунок — иглой или карандашом. 4 Места, которым полагается остаться светлыми — выглаживались или выскабливались с помощью специальных инструментов. 4 Затем на подготовленную таким образом поверхность наносилась краска. 4
В начале XVI века в Италии был запатентован метод цветной ксилографии — кьяроскуро. 2