Структура сонета менялась от времён Франческо Петрарки до наших дней. 46
Итальянский сонет Петрарки состоит из двух частей: октавы (восмистишия) и секстета (шестистишия), распадающегося на два терцета (трёхстишия). 56 Октава представляет идею, контрастирующую с завершающим секстетом. 2
В XVI веке Жоашен дю Белле и Пьер Ронсар разработали французскую модель сонета. 4 Её отличие от итальянской заключается в структуре терцетов — они пишутся на три рифмы, две из которых являются смежными (в итальянском сонете все рифмы перекрёстные). 4
Уильям Шекспир разработал английскую (шекспировскую) форму сонета. 15 В ней тоже четырнадцать строк, но состоит она из трёх четверостиший и заключительного куплета (двустишия). 5
До наших дней дошли три основных типа сонета: итальянский, французский и английский. 4 В русской поэзии доминирует французский тип, итальянский ему несколько уступает, английский же был мало распространён до середины XX века, когда появились знаменитые переводы Маршака. 4 В настоящее время пишут преимущественно сонеты английского типа (модель Сарри) или французские. 4