Структура и состав музыкальных квартетов менялись на протяжении истории музыки следующим образом:
- Раннеклассический квартет не имел регламентированной структуры, количество частей могло быть разным: от двух (у Л. Боккерини) до пяти (квартеты ор. 1 Й. Гайдна). bigenc.ru
- В творчестве композиторов венской классической школы (Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен) был выработан четырёхчастный цикл с закреплёнными формами и функциями частей, который стал основой для последующего развития жанра. bigenc.ru
- В начале XIX века стиль квартетного исполнения только начинал складываться, ещё не были чётко определены и выявлены черты исполнительского жанра. nsportal.ru Даже расположение артистов квартета было иным, чем в настоящее время: первый скрипач сидел против второго, виолончелист — против альтиста. nsportal.ru
- К концу XIX века в квартетных произведениях начали проявляться типические черты квартетного исполнения: стилевое единство, органичность и слитность звучания, тщательная и тонкая отделка деталей произведения, единство технических приёмов игры. nsportal.ru
- Вторая половина XIX века ознаменовалась некоторым спадом интереса композиторов к квартетной форме (за некоторыми значимыми исключениями — в лице, прежде всего, Иоганнеса Брамса и Антонина Дворжака). ru.wikipedia.org
- На рубеже XX века интерес к квартетной форме возродился, в частности, в творчестве авторов Второй венской школы. ru.wikipedia.org
- Струнные квартеты композиторов второй половины XX века в большинстве своём отходят от классической четырёхчастной структуры. ru.wikipedia.org Теперь квартет может иметь любое количество частей, причём среди них может не быть ни одной сонатной. ru.wikipedia.org
Кроме того, в ходе эволюции квартета складывались две его основные исполнительские разновидности: cyberleninka.ru
- Преобладание сольно-виртуозного начала. cyberleninka.ru В качестве главенствующего в ансамбле выделялся один сольный инструмент (как правило, скрипка), а остальные исполнители образовывали его «окружение», «поддержку». cyberleninka.ru
- Установление равновесия между голосами ансамбля. cyberleninka.ru Первый скрипач, сохраняя ведущую роль в ансамбле, становился лишь «первым среди равных». cyberleninka.ru