С течением времени структура хайку иногда отступала от традиционных правил, что способствовало развитию жанра. 5
Исторически хайку состоял из 17 слогов, распределённых по три строки в схеме «5-7-5». 5 Однако многие авторы не придерживаются этой структуры, и форма 5-7-5 больше не считается обязательной. 1
Некоторые изменения структуры хайку:
- В конце XVIII — начале XIX веков Кобаяси Исса ввёл в хайку социальные мотивы и демократизировал тематику жанра. 1
- В конце XIX — начале XX веков Масаока Сики приложил к хайку заимствованный из живописи метод сясэй («зарисовки с натуры»), что способствовало развитию реализма в жанре. 12
- В 1970-е годы американский переводчик хайку Хироаки Сато предложил записывать переводы хайку как моностихи. 12 Вслед за ним канадский поэт и теоретик Кларенс Мацуо-Аллар заявил, что и оригинальные хайку, создаваемые на западных языках, должны быть однострочными. 12
- Появились два подхода к сочинению хайку — дзиамари (невместимость слогов) и дзитарадзу (недостаточность слогов), что позволяет поэтам экспериментировать с ритмом и стилем. 5