Система отображения пространства в искусстве менялась в зависимости от эпохи, например:
- Древний мир. 2 Первобытный человек мыслил предметную плоскость как лишённую объёма поверхность, поэтому древние изображения лишены перспективы в понимании глубины пространства. 2 Художника интересовали сами объекты, а отношения между ними в пространстве изображались посредством приближения и удаления объектов друг от друга и частичного наложения друг на друга на картинной плоскости. 2
- Античность. 1 В эту эпоху мир воспринимался в единстве своей материальности: космос мыслился большим телом, имеющим границы, а все вещи внутри него — его частью. 1 Пространству оставалась лишь роль «промежутка между телами», некой субстанции, заполняющей этот промежуток. 1
- Средние века. 1 Пространство сводилось к единой плоскости, становилось однородным, таким, что в нём невозможно отделить части друг от друга. 1 С помощью узора локальных пятен или ритма линий рождалось внутреннее единство средневекового изображения. 1 В восточной, византийской традиции рождался способ построения пространства — обратная перспектива. 1
- Эпоха Возрождения. 1 С XIV века начинается революция в восприятии изобразительной плоскости. 1 Она больше не воспринималась как стена или доска, на которой размещены отдельные фигуры, а как прозрачная поверхность, сквозь которую зритель смотрел в пространство «по ту сторону» — подобие сцены. 1 Так складывалась художественная и интеллектуальная иллюзия абстрактного и единого пространства. 1 Пространство теперь главенствовало над предметами: предметы в него помещались. 1 Постепенно в работах Пьера делла Франчески, Мазаччо и других мастеров XV века рождалась и математически точная линейная перспектива. 1