Роль увертюры в оперных постановках менялась на протяжении веков. 2
В начале XVII века увертюры не были связаны с содержанием музыкальных спектаклей. 2 Это была развлекательная музыка, которая играла роль сигнала, призывающего публику занять свои места в зрительном зале. 2
Революционный прорыв в вопросе преобразования увертюры помогла осуществить оперная реформа немецкого композитора Кристофа Виллибальда Глюка. 2 Один из пунктов которой гласил, что вступление оперного спектакля должно являться музыкальным предисловием к действию, в дальнейшем происходящему на подмостках сцены. 2
Постепенно увертюры стали преобразовываться в одночастные композиции с сонатно-симфоническим принципом развития, и с музыкальным материалом, основанным на темах, характеризующих главных героев или важные события произведения. 2 Таким образом, когда поднимался занавес, зритель посредством музыкальных звуков непроизвольно настраивался на лад, соответствующий тематике спектакля. 2
В XIX веке композиторы стремились привести симфоническое развитие увертюры в соответствие с развёртыванием оперного сюжета, и тогда она превращалась в относительно самостоятельную «инструментальную драму». 1 Но уже во второй половине столетия в увертюре идею симфонического пересказа содержания оперы постепенно вытесняло стремление подготовить слушателя к её восприятию. 1 На смену ей пришло более лаконичное вступление, связанное с образом лишь одного из персонажей оперы и выдержанное в одном характере. 1