Роль трио в музыкальной культуре менялась на протяжении истории. 14
В эпоху барокко трёхголосие, в том числе трио, рассматривалось как искусство для знатоков. 1 Ему отдавали предпочтение во время музицирования по случаю церковных праздников, при музыкальном обучении юношества, использовали в качестве примеров в музыкально-теоретических трактатах. 1
В XVIII веке термин «трио» применительно к произведению, предназначенному только для трёх исполнителей, появляется на титульных листах сочинений не ранее 60-х–70-х годов XVIII века. 1 В последующие десятилетия обозначение «трио» («терцет») постепенно начинает указывать на ансамбль из трёх участников безотносительно к реальному количеству голосов в партиях любого из них, становясь к концу столетия общеупотребительным в этом новом своём значении. 1
В классико-романтической традиции трио рассматривается как разновидность сонатно-симфонического цикла. 4 Чаще встречается так называемое фортепианное трио (скрипка, виолончель, фортепиано), зародившееся в середине XVIII века у композиторов мангеймской школы. 4
К середине XIX века в западноевропейском фортепианном трио единство классицистского и романтического начал заявило о себе как метод композиции. 5
В исполнительской практике многолетняя интенсивная деятельность, например, «Московского трио», с широким охватом ансамблевой музыки, прежде всего эпохи барокко и классицизма, сделала его искусство просветительским. 3 Музыканты трио стремились глубоко постичь авторский замысел, не нарушая какими-либо внешними исполнительскими эффектами. 3