Роль пения а капелла в церковной музыке разных культур менялась следующим образом:
- В раннем христианстве а капелла воплощала хвалу Богу, которую воздавали, используя только слова, передаваемые лишь голосом человека, без аккомпанемента. 4
- В средние века пение а капелла господствовало в церковном хоровом искусстве. 1 Практика Западной и Восточной церквей стала расходиться после введения в 660 году по инициативе папы Виталиана в западное богослужение органного сопровождения. 1
- В эпоху Возрождения многоголосие а капелла достигло наивысшего расцвета у мастеров нидерландской (Жоскен Депре, О. Лассо) и римской (Дж. П. да Палестрина, О. Беневоли, Д. Скарлатти) школ церковной музыки. 1
- В XVII–XVIII веках к вокальным голосам могли присоединяться инструменты — солирующие или генерал-бас. 1
- С XIX века термин а капелла восстанавливает своё утраченное значение: в произведениях этого стиля инструменты перестают употребляться, а сам стиль во многом отождествляется с церковным стилем. 1
- На Востоке преобладало пение без сопровождения, однако в некоторых церквях допускалось использование инструментов. 1 Например, в Эфиопской церкви богослужебные песнопения могут исполняться как хором а капелла, так и в сопровождении сакральных инструментов. 1
- В традиции большинства Восточных церквей (Византия, Армения, Грузия, Сербия, Болгария и др.) используется только хоровое пение а капелла. 1
- В России пение а капелла развивалось от анонимных монодийных образцов к многоголосным преимущественно авторским композициям. 1
- В начале XX века предпринимались попытки введения в церковное пение инструментального сопровождения. 1
Таким образом, в разных культурах и исторических периодах роль пения а капелла в церковной музыке имела свои особенности.