Роль лирических отступлений в русской литературе менялась, и в разные периоды они выполняли различные функции.
В литературе XIX века были популярны критико-публицистические отступления, в которых авторы выражали свои переживания о судьбах народа, страны, общества. 1 Например, в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя есть отступление, в котором писатель приостанавливает сюжет и высказывает свои мысли о России. 2
В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» лирические отступления играют значимую роль. 35 Через диалог с читателем и с их помощью автор воссоздаёт картину современного ему общества. 3 В отступлениях Пушкин рассказывает о воспитании молодёжи, о балах, о моде, о театре, размышляет о культуре и образованности общества. 3
В поэмах поэтов XX века, например А. Т. Твардовского, О. Ф. Берггольц, Е. А. Евтушенко, лирические отступления наполняются глубоким философским и публицистичным содержанием. 2 В некоторых случаях сами литературные отступления составляют целую поэму, как, например, в «Поэме без героя» А. А. Ахматовой или в поэме «Треугольная груша» А. А. Вознесенского. 2
Таким образом, роль лирических отступлений менялась: от выражения гражданской позиции авторов в XIX веке до наполнения их глубоким философским содержанием в произведениях XX века.