В эпоху индустриализации роль декоративно-прикладного искусства менялась следующим образом:
- Произошёл переход от ручного изготовления к промышленному, от единичного экземпляра к массовому. 1 Это изменило сущность прикладного творчества: возникла необходимость проектирования образцов мебели, посуды, текстиля с учётом технических, экономических, эргономических и коммерческих факторов. 1
- Появился новый функционально-конструктивный стиль, который отвечал условиям массового промышленного производства и новой социально-бытовой обстановке. 1 В нём преобладали конструктивно чёткие объёмы и графически линейное оформление, функциональная обусловленность и практическая целесообразность. 1
- Предметы быта освобождались от чрезмерных украшений и обильной орнаментации и приобретали простые, конструктивные формы, пластичные силуэты, лаконичные цветовые акценты. 1 Функциональность и соответствие реальным жизненным потребностям становились программой проектирования вещей. 1
- Ремесленные изделия из утилитарных предметов превратились в символы культурного самовыражения и предметы коллекционирования. 2 Это изменение отражало общую тенденцию к коммерциализации искусства и культуры. 2
Однако в эпоху индустриального развития традиционное искусство не только не исчезло, но и приобрело некоторые характерные черты. 4 Например, в советские времена родились искусства лаковой миниатюры, казаковская филигрань, художественная обработка янтаря, возродились почти исчезнувшие художественные ремёсла. 4