С начала XX века и до наших дней рифма в поэзии претерпела значительные изменения, некоторые из них:
- Повышение важности внутренних рифм. 2 Они стали связующим звеном фонической организации текста. 2
- Расширение круга рифмуемых слов. 2 Поэты начали с небывалой прежде свободой использовать неточные рифмы, менять от строфы к строфе способы рифмовки, прибегать к необычным строфоидным и астрострофическим построениям. 2
- Изменение состава рифмующихся слов. 2 В этой роли всё чаще стала выступать иноязычная, политическая, научная, разговорная, бытовая лексика. 2
- Расширение круга грамматических форм, способных завершать строку и образовывать рифму. 2 Появились глаголы в повелительном наклонении, страдательные причастия, разные виды деепричастий, сравнительные степени прилагательных и другие. 2
- Использование различных видов рифм. 13 Современные поэты применяют широкий спектр рифм: мужские, женские, дактилические, гипердактилические, составные, сквозные, омонимические, паронимические и другие. 13
- Усиление концентрации звуков. 1 Глагольная рифма без опорной согласной становится непредставимой в профессиональном сообществе. 1
- Использование паронимических рифм. 13 В рифменной паре фактически замещается один звук, максимум два звука, слова пишутся практически одинаково. 13 Рифмуются приставка, суффикс, корень и окончание. 13