Концепция волшебного превращения в европейской литературной традиции менялась, например, следующим образом:
- В фольклорных сказках раньше волшебными были абстрактные природные стихии, которые позднее превратились в силы, восстанавливающие социальную справедливость и гармонию. elar.urfu.ru
- В период романтизма главным творческим методом была фантастика, через сказочное авторы стремились передать мистический, метафизический смысл бытия. elar.urfu.ru
- В эпоху Просвещения существовала установка на сказочность и нереальность происходящего, что создавало множественность смыслов и особое пространство игры и условности. lit-prosv.niv.ru
- В сказках К. Гоцци волшебство не было главенствующим, а волшебные помощники заменялись личной сообразительностью и благородными спасительными поступками героев. lit-prosv.niv.ru Например, в сказке «Турандот» Гоцци полностью исключил магические превращения и волшебство. lit-prosv.niv.ru
- К началу первой трети ХХ века в Англии сложилась ситуация, когда литературная сказка стала «саморефлексирующей»: писатели создавали свои произведения по особым циклическим законам мифа, переосмысливая их определённым игровым образом. elar.urfu.ru
- В XX–XXI веках многие писатели Англии в своих волшебных сказочных произведениях использовали мотивы библейской и языческой мифологий, циклическую и инициатическую структуру мифа. elar.urfu.ru
Таким образом, концепция волшебного превращения эволюционировала: от абстрактных стихий к персонификации волшебных сил, от исключения волшебства до его включения в структуру произведения.