Хореография балета «Щелкунчик» менялась на протяжении истории постановок, например:
- Лев Иванов, хореограф оригинальной версии 1892 года, в основном иллюстрировал сюжет, не обращая внимания на драматические возможности партитуры. 1 Снежная буря у Иванова превратилась в безобидный вальс снежных хлопьев. 1
- Александр Горский в 1919 году представил новый взгляд на балет, превратив его из феерии в бытовую драму. 4 Партия Феи Драже была упразднена, а главную героиню Клару Горский проводил через весь спектакль, у неё появилось право на танец. 4 Танец принца Коклюша был передан Щелкунчику. 4
- Василий Вайнонен в 1934 году вернул «Щелкунчика» на сцену Кировского театра. 2 Отказавшись от экспериментов 1920-х годов, балетмейстер обратился к классической программе с использованием современной балетной техники. 2 Кукольное больше не переплеталось с живым, не было психологизма гофмановского оригинала. 2
- Юрий Григорович в 1966 году в Большом театре представил версию, в которой максимально насытил спектакль танцами, «заставив» танцевать и участников экспозиции, и участников битвы солдатиков с мышами. 4
- Джордж Баланчин в 1954 году поставил авторскую версию «Щелкунчика», опираясь на архивы и мемуары артистов, танцевавших первую версию. 5 Хореограф старался максимально точно попасть в mood оригинальной версии балета, но в то же время активно проявлял себя как автора хореографии, сочиняя совершенно новый хореографический текст, связки и сценические рисунки. 5
- Михаил Барышников в 1976 году поставил премьеру новой версии балета для Американского театра балета. 3 Барышников перенял многие изменения, внесённые Горским и Вайноненом, включая подбор взрослых танцоров на роли Клары и принца-Щелкунчика, исключение Феи Сахарных слив, сделав роль Дроссельмейера более заметной, и заключительную сцену, в которой Клара понимает, что фантастические эпизоды были сном. 3